Журнал

6 северных фильмов о лете: Миккельсен, Бергман, Скарсгорды

Кино
Если вдруг вам не хватает тепла, а до отпуска еще очень далеко — наша подборка скандинавских фильмов для вас! Кинокритик и автор телеграм-канала «Кино Скандинавии» Анастасия Гончарова выбрала северные фильмы, объединённые темой лета и тепла. Костюмная драма, анимация, чёрная комедия, ну и куда без классики?... 

«Адамовы яблоки» (2005)

Реж. Андерс Томас Йенсен 


В одной комнате сидят освободившийся из тюрьмы неонацист, мигрант, бывшая звезда большого тенниса и священник… Звучит как начало анекдота, не правда ли?

Неонациста Адама (Ульрих Томсен) после тюрьмы отправляют на испытательный срок в церковь. Там его встречает священник Иван (Мадс Миккельсен) и предлагает выбрать цель пребывания Адама в церкви. При этом цель должна быть не столько «высшей» - как больше не служить злу или вовсе сделаться послушником, сколько земной и осязаемой. Вспомнив яблоню, растущую в церковном саду, Адам выбирает приготовление яблочного пирога.

Предлагая в начале фильма надкусить Адаму яблоко Йенсен как бы помещает главного героя в Эдемский сад, но история движется в ином направлении: за вкушением плода не следует привычная кара – изгнание из рая. Неонацист Адам так же, как и Адам и Ева «раскрывает глаза» на мир реальный, совершает выход из своего пузыря, но обнаруживает вокруг и прежде всего в себе самом сострадание, веру и любовь. 

Ради чего смотреть? По-новому взглянуть на известных скандинавских актеров: например, Мадс Миккельсен больше не сексуальный красавец, а скорее сумасшедший со сломанным носом, а у Ларса Ранте совсем уж неожиданное амплуа.

Виктория. История любви (2013)

Реж. Торун Лиан 


Экранизация романа норвежского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Кнута Гамсуна «Виктория» (1898). 

В центре сюжета этой костюмной драмы — отношения дочери помещика Виктории (Ибен Акерлие) и сына мельника Йоханнеса (Якоб Офтебро). Зарождающаяся в детстве дружба и любовь переживает время, но не может пережить социальную пропасть между персонажами. Виктории приходится выйти замуж за нелюбимого, но обеспеченного юношу (Билл Скарсгард) и спасти этим свою семью. 

Наивная и почти сказочная история любви превращается в кровоточащую рану на сердце, чтобы потом стать милым прошлым, о котором если и вспомнишь, то с легкой улыбкой и светлой грустью. 

Ради чего смотреть? Несмотря на драматические события фильм – настоящая ода любви, ее силе и чувственности. А еще обратите внимание на открывающие титры – они расскажут вам многое о фильме.

Лето с Моникой (1953)

Реж. Ингмар Бергман 


Скандинавские Ромео и Джульетта, эстетика итальянского неореализма, история взросления — все это про фильм «Лето с Моникой» шведского классика Ингмара Бергмана, снятый по роману П.А.Фогельстрёма. 

Юные Моника и Харри знакомятся в таверне и решают сменить скучную жизнь и грязную работу в Стокгольме на летнее путешествие на моторной лодке. Только они двое, фьорды, любовь и короткое северное лето. Как жаль, что вечно жить в мечтах и питаться счастьем не получается. Моника беременеет и подход к существованию становится более прагматичным: нужна еда, одежда, кров над головой. Нужно возвращаться в ненавистный город. 

Вынужденный эскапизм на этом не заканчивается, ведь от себя не убежать. И Харри, и Моника выбирают свой маршрут следования в лучшую жизнь. 

Ради чего смотреть? Фильм стал символом обретения свободы: начиная с Фрасуа Трюффо («Четыреста ударов» 1959) и до Уэса Андерсона («Королевство полной луны» 2012) режиссеры цитировали и продолжают цитировать «Монику» Ингмара Бергмана. 


Обезьянья звезда (2021)

Реж. Линда Хембек 



Анимационный фильм «Обезьянья звезда» или «Под обезьяньей звездой» (в оригинале Apstjärnan) снят по книге шведской писательницы Фриды Нильсон «Меня удочерила горилла» (2005). 

Однажды в детский приют приезжает горилла, которая хочет стать приемной мамой для одного из его жителей. Дети в ужасе, ведь гориллы едят детей на ужин! Так по крайней мере думают воспитанники приюта... Что же делать?

Одна из воспитанниц, девочка Юнна, принимает удар на себя и едет с гориллой к ней домой. Горилла — метафора любого родителя в глазах приемного ребенка. Никто не знает, какая она – новая жизнь в семье? Каким будет твой новый взрослый? Будет ли любить тебя? Не бросит ли? Юнне везет, горилла становится для нее значимым взрослым, постоянно демонстрирующим свою любовь не на словах, а на деле. Получается отличный тандем, а авторы в который раз доносят до зрителя истину — «животные лучше людей». 

Ради чего смотреть? Голоса персонажам анимационного фильма подарили чудесные актеры Стеллан Скарсгард и Пернилла Аугуст. 

Угоняя лошадей (2019)

Реж.Ханс Петтер Муланд 


В основу фильма «Угоняя лошадей» лег отмеченный Дублинской литературной премией роман 2003 года «Пора уводить коней»норвежского писателя Пера Петтерсона.

Пожилой мужчина Тронд Сандер (Стеллан Скарсгард) переезжает из Осло в деревню. Одиночество, долгие зимние вечера и случайная встреча побуждают его к воспоминаниям о юношестве. Полное радостей и солнца, это еще время разочарований, конкуренции за внимание и первое осознание конечности жизни. А еще постоянная саморефлексия.

Как и Дэвид Копперфилд, любимый герой романа Чарльза Диккенса, Тронд пытается найти свое место в этом мире. «Стану ли я героем повествования о своей собственной жизни, или это место займет кто-нибудь другой — должны показать последующие страницы».

Ради чего смотреть? На Берлинском кинофестивале в 2019 фильм получил «Серебряного Медведя за выдающиеся художественные достижения».

Чартер (2020)

Реж.Аманда Кернелл 



«Чартер» — драма семейных взаимоотношений, второй полнометражный фильм Аманды Кернелл после «Саамской крови» (2016). 

Главная героиня — Алиса (Ане Даль Торп) — лишена возможности видеться с детьми после развода с агрессивным и абьюзивным мужем (Сверрир Гуднасон как всегда чертовски органичен в роли подонка). Однажды после звонка младшего сына Алиса решает во что бы то ни стало спасти детей от жизни с отцом. 

Она буквально «крадет» их и чартерным рейсом увозит на Канарские острова. Есть, правда, небольшие трудности: отец настроил против нее детей, а саму Алису ищет полиция. 

Аманда Кернелл в очередной раз удивительно точно показывает «метания» героя между общественным и личным, обнажая правду сегодняшнего времени – «человек человеку больше не человек». 

Ради чего смотреть? Выдающаяся игра Аны Даль Торп была отмечена Европейской киноакадемией, а фильм участвовал в номинации «Гран-при – драма» на фестивале независимого кино «Санденс».