Журнал

Три исландских фильма про одиночество и «белых ворон»

Исландия Кино
Исландское кино — паноптикум странноватых тихонь и одиночек, до которых никому нет дела. Они заняты своей невидимой жизнью, но стоит в нее вторгнуться кому-то извне, все рушится. Вспомнили три типично исландских фильма, главные герои которых — «белые вороны», вдруг оказавшиеся в центре экзистенциальной драмы.

«Ной — белая ворона» (Nói albínói, 2003)



Наивная драма про альбиноса Ноя — не то вундеркинда, не то «перекати-поле», которому невыносимо одиноко в родной провинции. Его жизнь — это ход против часовой стрелки: он прогуливает школу, искусно крадет из игрового автомата мелочь, чтобы купить газировку, умеет вскрывать замки и норовит подлить себе в сок в баре водку. Но однажды он знакомится с Ирис, мгновенно влюбляется и хочет сбежать с ней на край света. «Исландия похожа на плевок», — стоя перед картой мира, роняет Ной. И в этой случайной фразе сквозит такая обреченность и тоска, что сразу становится ясно: никуда сбежать не получится, потому что они уже на краю света.


Девственная гора (Fúsi, 2014)



Тучному Фуси за сорок, он делит квартиру с мамой и ее бойфрендом, работает в аэропорту грузчиком, гдe над ним издеваются коллеги, каждую пятницу он звонит в прямой эфир местной радиостанции и заказывает любимые песни и увлекается игрушечной реконструкцией битв Второй мировой. Безопасная жизнь неудачника. Но вдруг две случайные встречи помогают Фуси испытать новые чувства: трепет, заботу, привязанность, надежду. А заодно превращают инфантильного героя со всеми его солдатиками и странными ритуалами в ответственного и твердого в своих намерениях мужчину.





Вулкан (Eldfjall, 2011)



Очень исландское кино про колючего старика Ханнеса (чем-то похожего на Уве из «Второй жизни Уве») и его умирающую жену. Глубокое и медитативное погружение в быт и будни исландского пенсионера, который всю жизнь проработал комендантом в школе, а, оказавшись не у дел, вдруг столкнулся с пустотой. На фоне сложных отношений со взрослыми детьми, женой и собственной ворчливости он находит отдохновение в рыбалке, но однажды, едва не утонув, старик завязывает и с ней. И тогда последним лучиком надежды становится его жена — добродушная Анна, готовая принимать Ханнеса таким, какой он есть. И, кажется, что пустота позади, но тут у Анны случается удар, от которого она уже не оправится. Ханнесу остается ухаживать за безнадежно больной супругой и пытаться найти общий язык с детьми и внуком.