На этой неделе в прокат вышел финский хоррор «Не стучи» (2022), один из авторов которого финский писатель Макс Сек («Охотник на ведьм», «Архипелаг»). Какая идея лежит в его основе и в чём проявляется финский колорит, рассказывает кинокритик, автор канала «Кино Скандинавии» Анастасия Гончарова.
Внимание, в тексте содержатся спойлеры!
Сестры Матильда (Саана Койвисто) и Мария (Инка Каллен) и их брат Микко (Пекка Странг) после долгой разлуки встречаются у юриста в Хельсинки. Необходимо разделить наследство, оставшееся от родителей — дом, в котором они провели детство, и прилегающую к нему часть леса. С домом связаны далеко не самые приятные воспоминания: отца нашли мертвым в лесу недалеко от него, мать пропала без вести, а младшую дочь Матильду полицейские обнаружили запертой в собачьей клетке. Несмотря на это, молодые люди снова отправляются в родные места, чтобы подготовить фамильное гнездо к продаже. Кажется, ну что может пойти не так?
С самого начала режиссеры нагнетают атмосферу: плавные наезды камеры, очень долгие паузы в диалогах, безжизненное пустынное пространство кадра. Напряжение между персонажами растет, как растут беспокойство и вопросы зрителя. Неужели такие отстраненные люди могут быть родными друг другу? Что на самом деле произошло между ними и какие тайны они скрывают?
Сестры Матильда (Саана Койвисто) и Мария (Инка Каллен) и их брат Микко (Пекка Странг) после долгой разлуки встречаются у юриста в Хельсинки. Необходимо разделить наследство, оставшееся от родителей — дом, в котором они провели детство, и прилегающую к нему часть леса. С домом связаны далеко не самые приятные воспоминания: отца нашли мертвым в лесу недалеко от него, мать пропала без вести, а младшую дочь Матильду полицейские обнаружили запертой в собачьей клетке. Несмотря на это, молодые люди снова отправляются в родные места, чтобы подготовить фамильное гнездо к продаже. Кажется, ну что может пойти не так?
С самого начала режиссеры нагнетают атмосферу: плавные наезды камеры, очень долгие паузы в диалогах, безжизненное пустынное пространство кадра. Напряжение между персонажами растет, как растут беспокойство и вопросы зрителя. Неужели такие отстраненные люди могут быть родными друг другу? Что на самом деле произошло между ними и какие тайны они скрывают?
Тайн и удивительного и правда будет много. Так, Микко, занимающийся дендрохронологией (сбором и анализом информации, основываясь на годичных кольцах древесины), находит странную закономерность: в лесу у родительского дома у всех деревьев есть «изъян» — годовые кольца местами черные, будто дерево умерло в определенном году, а потом снова продолжило свой рост.
Еще одна характерная «Не стучи» черта — отсутствие четкой грани между привычным и пугающим, сном и явью, реальностью и вымыслом. Границы размыты настолько, что даже флешбеки от основной линии сюжета отличить порой бывает непросто.
Все это — приемы слоубернеров, хоррор-фильмов с плавным развитием сюжета и постепенным погружением зрителя в мир фильма, которые в последние годы уверенно отвоёвывают своё место под солнцем в рамках жанра (возможно, самый яркий представитель — «Солнцестояние»). Вместе с этим, финны ничуть не брезгуют всеми известными (и часто раздражающими зрителя) хоррор-клише. В самый ответственный момент машина, конечно, не заводится. Оказавшись в смертельной опасности, персонажи разбегаются кто куда, вместо того, чтобы держаться вместе. Убегая от кого-то/чего-то жуткого они, естественно, падают. Но есть и инновации — вместо темного и мрачного подвала, без которого не обходится ни один хоррор про дом, тут не менее мрачный верхний этаж.
Еще одна характерная «Не стучи» черта — отсутствие четкой грани между привычным и пугающим, сном и явью, реальностью и вымыслом. Границы размыты настолько, что даже флешбеки от основной линии сюжета отличить порой бывает непросто.
Все это — приемы слоубернеров, хоррор-фильмов с плавным развитием сюжета и постепенным погружением зрителя в мир фильма, которые в последние годы уверенно отвоёвывают своё место под солнцем в рамках жанра (возможно, самый яркий представитель — «Солнцестояние»). Вместе с этим, финны ничуть не брезгуют всеми известными (и часто раздражающими зрителя) хоррор-клише. В самый ответственный момент машина, конечно, не заводится. Оказавшись в смертельной опасности, персонажи разбегаются кто куда, вместо того, чтобы держаться вместе. Убегая от кого-то/чего-то жуткого они, естественно, падают. Но есть и инновации — вместо темного и мрачного подвала, без которого не обходится ни один хоррор про дом, тут не менее мрачный верхний этаж.
Лес в фильме наделён важной символикой. Это метафора финской национальной идентичности, отказываясь от которой (а герои именно отказываются, спеша поскорее продать лес и укатить кто куда), жди беды.
Лес выбран не случайно — он занимает более 70% территории Финляндии. Уклад жизни многих финнов связан с лесом, но и у тех, кто не зависит от него «напрямую» связь с природой очень прочная. Не зря финнов называют «лесным народом». Частная лесная собственность также очень распространена, а это значит, что многие семьи владеют лесами на протяжении столетий и передают их по наследству. Они буквально «срастаются» с этим сокровищем, переходящим из поколения в поколение.
Недаром и главным антагонистом в «Не стучи» оказывается материнская фигура в нескольких ее проявлениях. Это своеобразная триада: мать-природа, мать главных героев и мать неродившегося ребенка — старшая сестра Мария, которая в одной из начальных сцен произносит «Не волнуйтесь, я о вас позабочусь», будто предвосхищая последующие события.
Лес выбран не случайно — он занимает более 70% территории Финляндии. Уклад жизни многих финнов связан с лесом, но и у тех, кто не зависит от него «напрямую» связь с природой очень прочная. Не зря финнов называют «лесным народом». Частная лесная собственность также очень распространена, а это значит, что многие семьи владеют лесами на протяжении столетий и передают их по наследству. Они буквально «срастаются» с этим сокровищем, переходящим из поколения в поколение.
Недаром и главным антагонистом в «Не стучи» оказывается материнская фигура в нескольких ее проявлениях. Это своеобразная триада: мать-природа, мать главных героев и мать неродившегося ребенка — старшая сестра Мария, которая в одной из начальных сцен произносит «Не волнуйтесь, я о вас позабочусь», будто предвосхищая последующие события.
Так история, наполненная северным колоритом, превращается в универсальное высказывание о том, каким болезненным порой может быть вопрос самоопределения и поиска своего места в мире. Сбежать, отказаться от своих корней сложно или почти невозможно — об этом и жуткий финал «Не стучи».