Журнал

Семь фильмов для тех, кто не хочет «отпускать» Хэллоуин

Швеция Кино
Для вечера на мягком диване или в шумной компании собрали для вас подборку фильмов ужасов, к созданию которых так или иначе причастны шведы: за классику отвечает Бергман, за голливудские экранизации — Микаэль Хофстрём. Скорее читайте статью и выбирайте северян, с которыми отправитесь в пугающее, но увлекательное кинопутешествие.

Час волка / Vargtimmen (1968)
Режиссер: Ингмар Бергман

Семейная пара Йохан и Альма Борг переезжают на остров Бальтрум. Йохан — художник, страдающий от бессонницы. Но этого мало — в «час волка», между 4 и 5 часами утра, его терзают внутренние демоны. В одну из таких ночей Йохан делится с Альмой воспоминанием о своём страшном поступке из прошлого.

«Час волка» — чуть ли не единственный фильм Бергмана, который относят к жанру хоррора. Очень личное кино о силе саморазрушения, рефлексия о муках творчества и диалог с Гофманом, По и шведским писателем Карлом Альмквистом в одном.

Эксперимент «За стеклом» / Funhouse (2019)
Режиссер: Джейсон Уилльям Ли

Восемь блогеров становятся участниками нового реалити-шоу с огромным денежным вознаграждением. Шоу транслируется повсеместно, и взрослые и дети с интересом наблюдают за не слишком подходящим для некоторых из них контентом, голосуют и выбирают победителей и проигравших. Вот только что для зрителей — развлечение, для участников — реальная русская рулетка: проигравшие в голосовании умирают, а как выбраться из этой ловушки, не знает никто.

Злободневный хоррор о том, что каждый готов сделать ради популярности. Вишенка на торте — Вальтер Скарсгард, самый младший из шестерых детей Стеллана Скарсгарда. Очень жаль, что в фильме не хватило места для его чувства юмора (для этого все еще есть Твиттер). Именно с его юмором проще всего доносить до аудитории, как важно (иногда жизненно необходимо!) читать контракты и соглашения, которые подписываешь.

Впусти меня / Låt den rätte komma in (2008)
Режиссер: Томас Альфредсон

Тихий Оскар из пригорода Стокгольма — жертва постоянной травли одноклассников. Он не отвечает обидчикам и не обращается за помощью, покорно снося издевательства и побои. Все меняется, когда в его жизни появляется Эли, «странная соседка примерно 12 лет», которая не мерзнет босиком на снегу, не знает, как собирать кубик Рубика, и имеет специфические предпочтения в питании.

Успешная экранизация одноименного романа Юна Айвиде Линдквиста, которая получила свой ремейк в США в 2010 году, позволяет зрителю заглянуть в мир детства без излишней романтизации («Паранормальные» Эскиля Вогта тоже как раз об этом). По Линдквисту, это мир жестокости и насилия, в котором, чтобы выжить, часто надо найти «своего».

Заклятье: другая сторона / Andra sidan (2020)
Режиссер: Торд Даниэльссон, Оскар Мелландер

Молодая семья переезжает в новый дом, который на деле оказывается дуплексом (домом на две семьи с отдельными входами для каждой, разделенным общей стеной). Из-за работы в другом городе отец семейства вынужден на время отлучиться. Обживать новый дом и разбирать вещи остаются любимая женщина и маленький сын. Вторая половина дуплекса заброшена, но семилетний Лукас то и дело слышит детский голос, стук и предложение поиграть. Так у мальчика появляется новый знакомый.

Важно, что оригинальное название фильма переводится как «другая сторона» и не имеет ничего общего с франшизой «Заклятье» Джеймса Вана. Но именно название дает зрителю представление и ключ к пониманию фильма. Это история о привязанности, принятии жизни и смерти, самоидентификации и проявлениях бессознательного. Дом, разделённый надвое, — классическое двоемирие. Как в «Психо» Альфреда Хичкока именно в нижней части дома Норман прятал останки своей матери, как в «Бабадуке» Дженнифер Кент в подвале в итоге осел монстр, так и в «Заклятье: другая сторона» это бессознательное благодаря травмирующему опыту вновь и вновь дает о себе знать, призывая к честному разговору с самим собой.

Миссия «НЛО» / UFO Sweden (2022)
Режиссер: Виктор Данелл

25 ноября 1988 года в Норчепинге опять не сбывается прогноз погоды. Казалось бы, обычное дело. Но Уно и Леннарт из ассоциации уфологов Швеции так не думают. Они занимаются исследованием отклонений прогнозов, связывая их с искажением гравитационного поля и присутствием внеземных существ. Вера в НЛО заводит их так далеко, что Леннарт теряет работу, а Уно и вовсе исчезает, оставляя свою маленькую дочь Дэниз. Именно ей спустя восемь лет и несколько приемных семей предстоит найти все ответы.

Для Дэниз это фриковатое сообщество уфологов становится чем-то вроде семьи, которую она подсознательно пытается обрести — параллельно с поисками исчезнувшего отца. Этот маленький социум, хоть и не без паршивых овец, дает ощущение поддержки и заботы и вселяет уверенность, что любому чудаку — одержимому ученому или милому кидалту — всегда найдется в нем своя чашка горячего кофе и булочка с корицей.

«Миссия „НЛО“» — самый добрый фильм в подборке.

Стук / Knacknigar (2021)
Режиссер: Фрида Кемпфф

Молли (Сесилия Милокко) выходит из психиатрической лечебницы и начинает новую жизнь. Занимаясь обустройством своего жилья, она все чаще слышит в квартире сверху странные пугающие звуки и крики о помощи. Но от походов к соседям и обращений в полицию ничего не меняется — Молли сталкивается со стеной непонимания и отрицания. Так есть или нет загадочный пленник, который нуждается в помощи?

«Стук» удерживает внимание зрителя на протяжении всего экранного времени. Он показывает, каково это — быть той, кому никто не верит, жить в постоянном газлайтинге, затрагивает тему проработки травм.

Для самых внимательных зрителей и просто поклонников Бергмана в самом начале на экране возникает эпизод из «Персоны». Чем не повод посмотреть?

1408 / 1408 (2007)
Режиссер: Микаэль Хофстрём

Писатель-скептик Майк Энслин селится в номере 1408 нью-йоркского отеля «Дельфин», чтобы развеять слухи о происходящих там паранормальных явлениях. За 95 лет в этом номере погибли 56 постояльцев.

1408 — клаустрофобичный хоррор, поставленный по мотивам одноименного романа короля ужасов Стивена Кинга. Примечательно, что фильм снимали на той же студии, где и другую экранизацию Кинга — «Сияние» (1980) Стенли Кубрика, не понравившуюся Кингу, но ставшую культовым хоррором. Режиссер Хофстрём выбрал то же место, частично тех же членов съемочной команды, и даже топор, который пожарные используют в конце фильма, чтобы открыть злополучный номер — это тот же топор, которым Джек Николсон все крошил в «Сиянии». Вот такая преемственность.