Дмитрий Антонов
«Многоликие драконы христианства»
Фантастические рептилии — крылатые, огнедышущие, прямоходящие — одни из самых известных персонажей Средневекового бестиария. И на Руси, и на Западе они «обитали» в книжных орнаментах, на доспехах и украшениях, гербах, печатях, эмблемах и, конечно, на иконах, фресках и миниатюрах.
Как утверждали книжники и энциклопедисты,драконы, аспиды, «великие змеи» населяют весь мир: летают в небесах, живут в воде, в горах, пустынях и под землей. Авторы Нового времени пытались вписать разнообразие диковинных рептилий (в реальности которых почти не сомневались) в рамки каких-то классификаций. К примеру, в 1608 г. английский натуралист Эдвард Топселл в своей «Истории змей» разделил драконов на три вида. У одних есть крылья, но нет ног, у других есть и крылья, и лапы, а у третьих — ни того, ни другого, зато имеется гребень на голове и борода. Русские Азбуковники говорили об аспиде глухом, двуногом, летающем и прочих видах и подвидах.
В чем причина такой популярности фантастических змеев в Средние века? Об этом мы поговорим на лекции, проследив, как изображали драконов на Руси и в Европе, в каких сюжетах и мотивах они возникали чаще всего и почему в Средние века образ змеи так часто объединяли с образом женщины.