Кристина Иванникова
Топ-5 важных датских фильмов 2000-х
Что снимают на родине hygge и самых счастливых людей в мире.
На протяжении нескольких десятилетий Дания занимает первые места в рейтингах «самых счастливых стран в мире». И это немудрено: комфорт в каждом сантиметре общественного пространства, безопасность, атмосфера hygge, 6-часовой рабочий день, стабильность и гуманное отношение ко всем и вся. Люди высоко ценят равенство и право каждого человека на счастье. А что, спрашивается, со всем этим «благоденствием» делать творцам и деятелям кино? Тут hygge-адептов ждет разочарование: местные киноделы порой выворачивают благополучие наизнанку, авторы будто испытывают к hygge отвращение или вовсе его игнорируют.

В 1995 году великий и ужасный Ларс фон Триер зачитывает манифест «Догмы 95», в котором накладывает многочисленные запреты и агитирует создавать «неудобное» кино. Эти традиции живы до сих пор: коллеги Триера по цеху продолжают снимать малобюджетные социальные драмы о незаурядных людях, об их больших и маленьких трагедиях.

Мы решили выделить 5 знаковых фильмов 2000-х годов, снятых датчанами и являющихся яркими социальными драмами, в которых нет ни слова о скандинавском благополучии.

«Охота» (2012)
Одна из важнейших работ Томаса Винтерберга с Мадсом Миккельсеном в главной роли
«В Дании живёт лишь пять миллионов человек, и все они достаточно благополучные люди, здесь не о чем говорить», — заявил Винтерберг в 2004 году в США, где он на тот момент снял несколько англоязычных фильмов. Однако те так и не прорвались на ведущие европейские фестивали. И режиссер вернулся на родину, где вместе со сценаристом Тобиасом Линдхольмом написал сценарий к камерной, остросоциальной картине, исследующей механизмы массовой травли.

В самых первых кадрах «Охоты» полуголые мужчины среднего возраста радостно прыгают в воду. Они ведут себя естественно, раскованно и, если бы рядом пробегали дети, никто бы не предал этому значения. Но другое дело, когда пятилетняя девочка в порывах обиды наговаривает на своего воспитателя, обвиняя его в сексуальном домогательстве. Почуяв запах скандала, миролюбивые и дружелюбные жители маленького городка буквально срываются с цепи и объявляют охоту. Так, жизнь обычного воспитателя, которого играет Мадс Миккельсен, постепенно превращается в кошмар. В «Охоте» режиссер убедительно раскрывает злободневную тему невинной лжи и как за внешним благополучием может скрываться коллективная агрессия, ищущая малейший повод для выхода.


(ориг. Jagten)

«Месть» (2010)
Лауреат «Оскара» и «Золотого глобуса» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» 2011 года
Несмотря на то, что фильм был сделан с очевидным прицелом на «Оскаровский» отклик, «Месть» — это крепкая драма, характерная для датской студии Zentopa и своим содержанием, и холодной скандинавской стилистикой.

Перед нами истории двух школьников. В семье Кристиана после продолжительной болезни умерла мать, мальчик винит в этом отца. Семья Элиаса — на грани развода из-за того, что глава семьи больше озабочен гуманитарной миссией в Африке, в которой он участвует, нежели судьбой жены и сына. И пока робкий Элиас терпит школьные издевки, Кристиан вооружается ножом, чтобы наказать обидчиков.

Отец Элиаса пытается доказать, что в природе существует другой способ разрешения конфликта, поэтому в присутствии мальчиков не поддаётся на провокации агрессивного незнакомца, а в буквальном смысле подставляет ему вторую щеку. Мальчикам поведение отца чуждо, и они придумывают изощренный способ наказать обидчика.

Датчанке Сюзанне Бир удалось по-своему раскрыть извечную моральную дилемму: терпеть или драться, предложив зрителям неожиданный финал.


(ориг. Hævnen)

«Зеленые мясники» (2003)
Драма с элементами черной комедии про двух мясников-неудачников, которые решили открыть свою лавку
Свен и Бьерне искренне желают продавать людям свежее мясо, замаринованное специально приготовленным соусом, но события приобретают неожиданный поворот, когда на утро в морозильной камере обнаруживают замерзшего электрика, а на пороге появляется вышедший из комы брат-близнец одного из героев.

В «Зеленых мясниках» представлена целая галерея горожан-чудаков, а актерский дуэт Мадса Миккельсона и Николая ли Кааса, который, кстати, исполняет роли сразу двух братьев, вызывают на протяжении фильма гамму разнообразных эмоций.

Несмотря на довольно страшную суть происходящего, в фильме нет жестоких сцен и кровавых подробностей. Будни маньяка режиссер заменил на местами трогательный, местами меланхоличный, местами, уморительно смешной рассказ о простых людях.

(ориг. De grønne slagtere)

«Реконструкция» (2003)
Изящная мелодрама, таинственный сюжет, любовный треугольник
Пластичное, гибкое, виртуозно снятое кино, способное загипнотизировать зрителя не только медитативным закадровым голосом рассказчика, но и нелинейным повествованием, витиеватой структурой. Фильм подобно хрупкой конструкции рассыпается на части, балансируя на грани сна и реальности.

Вступая в прямой контакт со зрителем, режиссер предлагает необычные правила игры.

Николай Ли Каас, Мария Бонневи и Клаус Мульбург воссоздают на экране любовный треугольник, где муж главной героини сочиняет страстную историю, а двое влюбленных ее играют.

Дебютная картина была отмечена «Золотой камерой» на Каннском кинофестивале, а в родной Дании режиссера Кристоффера Боэ окрестили новым Ларсом фон Триером.

(ориг. Reconstruction)

«Танцующая в темноте» (2000)
Триер скрестил трагедию и жанр мюзикла. Получившееся перевернул вверх ногами и изнасиловал
Не без помощи исландской певицы Бьёрк Ларс фон Триер радикально и новаторски преображает жанр мюзикла, превращая его в изматывающее испытание. Постепенно теряющая зрение героиня Бьёрк послушно проходит все испытания, уготованные злодеем-кукловодом Триером, который только и рад манипулировать чувствами зрителей. Говорят, что после окончания съемок Ларс фон Триер и Бьорк прекратили всякое общение и по-прежнему находятся в состоянии тихой ненависти друг к другу.

«Танцующая в темноте» (2000) получила сразу две «Золотых пальмовых ветви» — за лучший фильм и за лучшую женскую роль. По мнению многих критиков, это лучший фильм Триера, в котором собраны и сконцентрированы все главные приемы и хитрости маэстро.

(ориг. Dancer in the Dark)